Без названия и без подзаголовка

Три варианта проведения совещаний стоя

Совещания стоя — это короткие встречи, которые команда проводит каждый день для контроля друг друга. Их еще называют ежедневными совещаниями, Scrum-совещаниями и, возможно, другими именами. Основной формат хорошо известен — это три вопроса:

Тем не менее, несмотря на простое звучание формата есть много тонких деталей и возможных вариаций.

Рассмотрим для примера сами вопросы:

Постановка этих трех вопросов каждый день может быть утомляющей и если вы иногда захотите видоизменять вопросы не трогая ключевых моментов, то я не против.

Менее известно то, что существует, по крайней мере, три варианта проведения совещания для задания этих вопросов.

На протяжении многих лет я задавал эти три вопроса в три этапа. У каждого сидящего возле доски (или если вы предпочитаете Канбан-доски или информационного табло или просто доски с задачами) я спрашивал, сначала у первого, человека «Что вы сделали?», затем у второго, затем у третьего и т.д.

После окончания этого этапа, я начинал второй с вопроса «Над чем вы работаете сегодня». Опять же, сначала у первого, потом у второго и т.д.

Последним этапом был тот на котором задавался вопрос «Есть какие-то препятствия или затруднения?»

Одна из модификаций заключается в том чтобы задавать третий вопрос всей группе сразу. Это может чуть-чуть ускорить совещание, даже несмотря на то что один человек может монополизировать обсуждение о препятствиях и затруднениях.

Второй вариант способа задавать вопросы (я думаю самый широкораспространенный) — это задавать все вопросы сразу в один этап. Так что первый разработчик монологом рассказывает о сделанном, текущей работе, препятствиях и затруднениях, затем о том же самом рассказывает второй разработчик и т.д.

Недавно я начал думать что этот формат проще, потому что чуть быстее, и как следствие проще проводить действительно короткие совещания. Но, на этой неделе я понял что это может быть ложная экономия.

Я провел несколько обучающих занятий по Scrum для швейцарской команды и остался для небольшого текущего инструктажа. Одной из проблем Scrum-мастера, которую я заметил, была его неспособность выявлять препятствия. Я стоял на их Scrum-совещании и слушал монологи, в которых люди говорили о препятствиях, которые не были четко идентифицированы как таковые. Они были «скрытыми».

Разделение трех вопросов на три раунда побуждает членов команды разделять свой «доклад» на три части: Достижения, Текущий процесс и Препятствия. Ну и к тому же достаточно просто выделить то что сделано, что в процессе и что замедляет работу.

Третий вариант проведения совещаний — — проводить их возле командной доски. Вместо того чтобы спрашивать каждого члена команды, вы указываете на карточку задачи на доске и говорите: «Кто работает над этой задачей? — Что здесь происходит?». Если задача в колонке «Сделано», то это (очевидно) — достижение (замечу что указывать нужно на те «готовые» карточки, которые перешли в эту категорию с момента последней встречи). Если задача находится в колонке «В процессе», то понятно что ведется работа и она заслуживает обсуждения

После того как обсуждение карточки заканчивается, необходимо задать два вопроса:

Этот формат хорошо работает в том случае если вся команда разделена на несколько групп, тесно работающих внутри себя, или если некоторые сотрудники работают удаленно, тогда у них может быть свой «представитель» на совещании.

Я не думал об этом подходе ничего особенного до тех пор пока несколько недель назад не прочитал Дэвида Андерсона (David Anderson). Он писал что его Канбан-команды приняли такой подход. Дэвид говорил что такой формат предпочтительнее для больших команд, поскольку один человек может говорить от лица всей группы. Ну и формально это упрощает работу с удаленными сотрудниками.

Наконец, есть серьезная проблема которуя я вижу при групповых докладах: отсутствие внимания.

Обычно, причиной этого является отсутствие достки, показывающей задачи (командной доски, Канбан-доски, информационного табло — я повторяю себя). Без доски с карточками задач, команде не хватает точки для концентрации внимания. Когда кто-то может указать на карточку (т.е. на какую-то часть общей работы) и сказать «Я сделал это», то это материализованное действие. Без такой возможности, члены команды должны говорить что-нибудь типа «Я работаю на фичей, которая бла-бла-бла-бла-… и …». При этом отнимается больше времени и теряется внимание.

Давайте внесем ясность: доска показывающая текущие задачи, концентрирует внимание на команде, ведущей доклад.

Моя швейцарская команда для этого хочет использовать электронные устройства. Я предложил им приобрести большой плазменный экран на стену для отображения статуса, и мне было бы интересно узнать как это работает в деле.

Оригинал: Allan Kelly — Three ways to run stand up metting